Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Школьная забастовка: за что борются в школе Тубельского

В первый учебный день после каникул в московской школе № 734, известной как Школа самоопределения им. А.Н. Тубельского, большинство детей не явились на уроки «в знак протеста». Против чего протестуют в первой и самой известной из «демократических школ»?
Наталья Афанасьева
15 января 2018
1 комментарий
Фото: Школа самоопределения им. А.Н.Тубельского

11 января 2018 года дети и родители Школы самоопределения им. А.Н.Тубельского провели митинг и предупредительную забастовку. Из 216 учеников начальной школы на учебу пришли только 54 ребенка, в средней школе — от 10 до 30% детей в зависимости от класса. Родители подали директору заявления, где указали причину неявки детей — «в знак протеста». В 8:30 утра у входа в здание школы началось собрание родителей и старшеклассников, в котором приняли участие более 150 человек. Одно из требований — восстановление в течение пяти дней спортивного комплекса в рекреации 3-го этажа, разобранного во время зимних каникул.

Также родители и дети требовали возвращения в школу демократических принципов управления, когда решения принимаются совместно педагогическим коллективом, учащимися и родителями. Именно такие взаимоотношения лежали в основе педагогической системы, созданной Александром Наумовичем Тубельским, который был директором школы с 1985 по 2007 год.

нужно было провести по комплексу своего товарища, который шел с закрытыми глазами

9 января учителя школы обнаружили, что за время каникул по приказу нового руководителя Сергея Москаленкова, который стал директором школы в мае 2017 года, был демонтирован спортивный комплекс. По мнению родителей и некоторых учителей, это не просто спортивный снаряд, а часть педагогической системы, по которой работала школа. «Дети придут после каникул, а их любимого места, где можно полежать на матах, полазить по лесенкам, забраться и отдохнуть в подвесном гамаке, — больше нет! Спортивный комплекс многие годы был гордостью школы. Любой человек, которому интересны дети, понимает, как важно после 45 минут гиподинамии организовать детям адекватную возможность задействовать мышцы, подвигаться, дать волю застоявшейся энергии. Спортивный комплекс — это место, где дети могли следовать своей потребности и получить разнообразную нагрузку, подобрав свой индивидуальный способ отдыха. Ученики 1-х классов в начале года получали допуск на комплекс, только если сдавали следующий зачет: нужно было провести по комплексу своего товарища, который шел с закрытыми глазами. Именно так дети учились видеть и учитывать друг друга. И вот больше этой возможности у детей нет», — написала на странице в FB Анна Смирнова, одна из участниц забастовки.

По словам нового директора школы Сергея Москаленкова (по специальности он учитель ОБЖ), комплекс небезопасен для учащихся. Но родители, пришедшие на митинг, настаивали на том, что спортивный комплекс сертифицирован и сертификат действует до 2020 года, а существование этого городка имеет большое значение для образовательного процесса. Они требовали связаться с разработчиками комплекса и получить от них подтверждение его безопасности.

Впрочем, это, по словам возмущенных родителей, стало лишь последней каплей. Они обвиняют новое руководство школы в уничтожении уникальной педагогической системы, созданной Александром Тубельским. «Семь месяцев родители и педагоги пытались объяснить директору Сергею Москаленкову принципы и основы уклада школы, — говорит Руфь, мама одного из учеников. — Но всеми своими действиями администрация показывает, что у нее другие принципы. Родители не хотят вести детей в школу, которой руководит человек, поставивший себе целью все сломать и уничтожить, который не уважает педагогический коллектив и принимает жизненно важные решения без согласования с управляющим советом и педагогами».

на сегодняшний день иллюзии исчезли

Высказались и учителя школы: «Ситуация в школе изменилась к худшему уже давно. Например, остановилась деятельность почти всех органов самоуправления, которыми была знаменита наша школа (Общий сбор, Суд чести), разрушился демократический уклад школы. Если когда-то у нас была надежда на возможность какого-то продуктивного контакта, сотрудничества, договорeнностей, то на сегодняшний день иллюзии исчезли. Основной коллектив школы и нашего детсада прекрасно понимает, что с этим человеком невозможно ни о чeм договориться. Не только потому, что он в принципе с другой планеты, явно не педагогической, а потому что он сознательно не собирается с нами ни советоваться, ни договариваться, а действует единолично, исходя из своих принципов, из своих задач, которые действительно серьeзно противоречат нашим педагогическим ценностям. Об этом, как мне кажется, надо обстоятельно говорить на всех уровнях педагогической, научной общественности и широко в обществе» — написала Ольга Шавард, учитель русского языка и литературы школы № 734 в «Вестнике образования».

Московская школа № 734 на Сиреневом бульваре стала научно-педагогическим объединением «Школа самоопределения» и одной из инновационных образовательных площадок в 1985 году, когда пост директора занял Александр Тубельский. «Главная идея Школы самоопределения — у ребенка должен быть внутренний стержень, осознание себя как личности, он сам определяет свои поступки и несет за них ответственность. Важно, чтобы они учились жить с другими людьми, уважая себя и других», — так объяснял суть своей системы сам педагог. В школе была создана «модель общества» — со своей конституцией, органами власти и законами. В 2000 году она стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, призванной оказывать помощь в создании демократического уклада, туда вошло 15 регионов.

«Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин «самоопределение»  — умение ставить себе пределы», — говорил Александр Тубельский. Больше 20 лет в школе учились дети, чьи родители сделали выбор именно в пользу воспитания в детях «внутреннего стержня», сюда приезжали дети со всей Москвы и, говорят, некоторые даже специально меняли квартиры, чтобы жить рядом со школой. После смерти Тубельского в 2007 году, школу возглавила его ученица Юлия Грицай, а в конце прошлого учебного года пришел директор, как говорят родители, присланный сверху и совершенно далекий от этой уникальной среды. О том, как была устроена Школа самоопределения раньше, «Учёбе.ру» рассказала мама ее бывшего ученика Марина Шимадина.

Марина Шимадина,
театровед

«Мой сын начал учиться в начале 2000-х годов, я специально искала нестандартную школу с индивидуальным подходом к ребенку. И в этой школе всегда учитывались особенности каждого, все было не под одну гребенку. И учителя уникальные, каждый со своим подходом. Например, когда учился мой сын, мы попали в эксперимент — обучение через путешествия. Наш класс очень много ездил: изучают Грецию, едем в Грецию, или в Италию, в российские города, на биостанцию. Огромное значение в Школе самоопределения всегда уделялось общению, работе в коллективе, фактически это была школа полного дня — множество кружков, занятий, подготовка к праздникам, оттуда никто не хотел уходить. Например, традиционно в октябре проводилась Лицейская неделя, когда дети жили и учились, как во времена Пушкина: по той же программе, раздельно мальчики и девочки, а в конце устраивался роскошный бал, где все в красивых нарядах танцевали старинные танцы.

Детей в школе готовили к самостоятельной жизни и учили проявлять активную жизненную позицию. Очень многое, в том числе и в организации учебного процесса, зависело от желания и потребностей ребенка. Дети делали много проектов и сами выбирали, что им интересно, в старших классах они учились по индивидуальной программе, сами определяя, какие предметы они буду изучать углубленно. А если у человека нет академических способностей, то была возможность открыть в себе другие таланты — в школе работало множество мастерских.

Но главное то, что в Школе самоопределения была создана модель демократического общества. Здесь действовала своя конституция, все важные вопросы решались на совете, куда входили учителя, родители и дети. Учащиеся могли напрямую влиять на жизнь школы, проявлять инициативу, к ним действительно прислушивались, отношения между учителями и детьми всегда были взаимно уважительные. Здесь работала независимая судебная система — так называемый Суд чести, где разрешались конфликты. Первым делом новый директор закрыл Суд чести, объявив его противоречащим конституции. Я знаю, что родители даже проводили юридическую экспертизу, которая установила, что нарушений нет. А то, что родители учеников школы Тубельского готовы активно защищать принципы своей школы, совершенно объяснимо — ведь, по традиции, они тоже здесь неравнодушные и активные участники гражданского общества, ответственные за образование своих детей».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
15 января 2018
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты