Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как устроена учеба в колледже UWC: школа, где учатся люди мира

UWC (United World Colleges) — это сеть международных школ и глобальное движение. Его главная идея заключается в том, что образование — это сила, способная объединять людей, нации и культуры, быть залогом мирного и стабильного будущего. Школы работают в разных уголках мира, в них учатся дети из более чем 150 стран. «Учёба.ру» побывала в Армении, где находится один из колледжей — UWC Dilijan College — и убедилась, что образование действительно меняет мир к лучшему.
Наталья Афанасьева
11 декабря 2017
Фото: UWC Dilijan
В Дилижане учатся дети из 82 стран

UWC Dilijan College открылся в армянском городе Дилижане в 2014 году и стал четырнадцатым по счету колледжем движения United World Colleges. На сегодняшний день их уже 17 и находятся они в самых разных, иной раз неожиданных местах мира: в Канаде и Сингапуре, США и Китае, Нидерландах, Боснии и Герцеговине, Таиланде и Свазиленде, Коста-Рике и в Индии и так далее. В них учатся дети из более чем 150 стран, и, что самое интересное, подавая заявку на поступление в UWC, никто из них не знает, в какой именно колледж попадет. Впрочем, детей, которые собираются здесь учиться, это не должно пугать: главными ценностями движения являются «торжество разнообразия» и «взаимопонимание между разными народами и культурами». Например, в Армении сегодня учатся вместе 210 детей из 82 стран и преподают учителя из 16 государств. Не будучи человеком, открытым для мира, не стоит поступать в UWC.

Первый колледж UWC — Atlantic College — был открыт в Уэльсе в 1962 году. Один из его основателей — немецкий педагог Курт Хан, чья образовательная теория кажется революционной и сейчас, — прежде всего, она основана на уважении к подросткам. Он считал, что в детях заложена врожденная порядочность и нравственное чувство, а портятся люди от дурного влияния общества. И лишь достойное образование, по мнению Хана, может нивелировать это воздействие. Это изначальное доверие к студентам отражается и на отношениях в колледже, и на организации жизни: здесь нет никаких запретов, кроме очевидных — алкоголь, наркотики и курение на территории. У детей нет ни школьной формы, ни муштры. После занятий дети свободно могут выходить в город. Они сами следят за собой: ходят в парикмахерскую, покупают одежду, если нужно, стирают, занимаются уборкой — их жизнь совсем не похожа на пятизвездочную тюрьму, как это иной раз бывает в закрытых частных школах. «Личная ответственность и порядочность каждого, ответственность за окружающих и взаимоуважение» — такие качества записаны среди важнейших ценностей UWC.

По мнению Курта Хана, главная задача образования — воспитать в человеке пять качеств: сострадание, любознательность, способность не признавать поражения, настойчивость в достижении цели и готовность к самоотречению. «Сострадание и служение обществу» — одна из базовых ценностей UWC. Первая такая школа была открыта в самый разгар холодной войны. Хан на себе испытал ужасы войны и эмиграции — он был евреем и вынужден был бежать из фашистской Германии. Он верил, что энергия и идеализм молодых людей могут спасти мир от новых войны и конфликтов.

Походы в Национальном парке Дилижана — одна из важных составляющих учебного процесса
Идея проста: когда дети из разных стран (иногда даже враждующих) вместе живут, учатся и разделяют общие идеалы, то предрассудки рушатся очень легко. И таких историй в UWC множество: мальчик из арабской страны празднует еврейский новый год с соседом по комнате, и им в голову не приходит, что между ними могут быть какие-то разногласия. Студент из Чехии признается, что после того, как он встретил в колледже друга из России, все негативные стереотипы разрушились. Асия приехала в Дилижан из Бурсы, Турция. Она не только учится в Армении, с которой у ее страны нет дипломатических отношений, но и преподает турецкий язык местным детям: «Армяне — очень теплые, душевные, открытые люди и очень похожи на нас». Но узнавая других, студенты начинают глубже чувствовать себя частью своей родины, культуры, истории — ведь они здесь не просто Ахмет, Бен или Катя, они представители своей страны. Кстати, фамилиями в UWC не пользуются — у студентов есть имя, страна и год выпуска. Учителей тоже зовут по именам. Даже директор школы для всех просто Дэнис, а не миссис Дэвидсон.
Одна из важных составляющих учебного процесса — активная социальная деятельность. Менять мир к лучшему ребята начинают там, где учатся. В Дилижане работает Dilijan Community Center — центр дополнительного образования и профессионального развития детей и взрослых города. Некоторые занятия в нем — дискуссионный клуб, арт-студию, иностранные языки — ведут студенты и преподаватели колледжа. Несколько кружков для школьников города проходят в колледже: местные ребята приходят учиться теннису, плаванию или керамике. Год назад в колледже возникла традиция пятничных музыкальных представлений на большой перемене. Иногда дилижанские дети присоединяются к студентам. Другой пример проекта служения — обучение местных детей английскому языку. Его предложил студент из Испании. Инициативу встретили на ура, и теперь 30 студентов преподают более 100 юным дилижанцам. Детей разделили на возрастные группы и специально для каждой подбирают учебные материалы. Колледж стимулирует студентов на проектную деятельность и поддерживает полезные для региона инициативы, над которыми они работают в рамках учебной деятельности. Пример того, как школьный проект превратился в реальный бизнес, показали двое выпускников UWC Dilijan этого года — они открыли в Дилижане линию по переработке электронных отходов.
Архитектура колледжа очень органично вписана в природу

В колледж принимаются дети от 16 до 18 лет — обучение длится два года и ведется по программе международного бакалавриата (IB Diploma). Система IB, кстати, создавалась в одно время с UWC, так что впитала многие разработки движения, в том числе принцип обучения через опыт, социально полезную деятельность и активный отдых. Программа сложная, она рассчитана на детей, которые могут и любят учиться, самостоятельных и любознательных. При этом к экзаменам в UWC невозможно подготовиться — здесь нет тестов по математике или по английскому. На первом этапе нужно подать заявку, приложить табель об успеваемости и характеристику, написанную учителем и руководителем какой-то внешкольной работы: спортивным тренером, преподавателем музыки и так далее. Но главное — это эссе. Его нужно написать на английском языке, а темы, на первый взгляд простые, общечеловеческие, что и оказывается в результате самым сложным.

Следующий этап — интервью, в России оно проходит по Skype. Финалистов зовут уже на личную встречу. В течение дня дети участвуют в командных играх, тренингах, дискуссиях, дебатах. На этом этапе смотрят, как ребенок работает в команде, как взаимодействует с другими. В национальные комитеты, которые занимаются подбором кандидатов, входят педагоги, бывшие выпускники колледжей UWC, психологи — на них лежит большая ответственность. Бывают и ошибки. Директор UWC Dilijan рассказала, что им пришлось расстаться с двумя детьми, и это было самым трудным за все время ее работы здесь.

Два года обучения в колледже в Дилижане стоят 70 тыс. долларов. При этом подавляющее большинство — 96% детей — получают грант, полностью или частично покрывающий расходы на обучение. По правилам UWC, семья платит за ребенка столько, сколько в среднем тратит на его содержание дома, — это может быть 100 долларов в год, может быть и 1000. Но некоторые семьи находятся в столь сложном положении, что не платят ничего, в исключительных случаях колледж оплачивает студенту даже дорогу. В колледже учатся беженцы, дети из Ирака и Сирии (есть фонды, которые оплачивают обучение школьников из зон военных конфликтов), дети из беднейших стран. Например, мальчик из Эфиопии до учебы зарабатывал на еду тем, что чистил обувь, а мальчик из Сомали даже читать научился самостоятельно, исключительно благодаря своей неукротимой жажде к знаниям. Однозначных советов, как стать студентом UWC, нет: главное, как говорят здесь, — быть собой.

Анастасия, Россия,
UWCD’18, студент

«В Москве я училась в Лицее при ВШЭ, поступила сюда после 10 класса, 11 класс училась дистанционно, сдала ЕГЭ. На всякий случай. О UWC мне рассказал папа. Честно говоря, до этого я ничего не знала о движении, о его ценностях — меня привлекало очень качественное образование, особенно то, что здесь преподают философию, ведь я хочу стать философом. Я уже подала заявки в некоторые университеты. Оксфорд, правда, мне отказал, но несколько приглашений уже есть. В России у меня не было бы такой возможности.

Попав сюда, начав учиться, я на очень многие вещи стала смотреть иначе. Например, на ту же учебу. В Москве я получала пятерки, но это было так: зазубрила — ответила. Здесь же учат думать, анализировать. Благодаря этому я поняла недостатки собственного способа мышления и приблизилась к пониманию, что такое философия, которой я собиралась заниматься: мне интересно складывать мир как паззл, искать закономерности и связи между вещами и событиями. Тем, кто хочет поступать в UWC, я могу посоветовать побольше размышлять на разные темы, которые волнуют людей во всем мире: социальные, экологические, гуманитарные. Например, на интервью мне достался вопрос: „Что бы ты изменила в своем районе?“. Честно говоря, я никогда об этом не думала, я совсем не знала, что бы я изменила. Даже не помню, что именно я сказала, помню только, что плакала потом. Почему меня взяли, я так до конца и не поняла — мы поступали с моей сестрой-близнецом, дошли вместе до финала, но она не прошла. Она сейчас учится в Англии, в другой международной школе».

Бен, Нидерланды,
UWCD’18, студент

«В моей школе мне было очень скучно, каждый день был похож на предыдущий. Но вот однажды летом я устроился на подработку в одно кафе и встретил там парня, который рассказал мне, что учится в колледже UWC Коста-Рике. Мне стало интересно, и я решил узнать про UWC. На самом деле я с самого начала мечтал попасть именно в Дилижан. Во-первых, это страна, о которой я не имел никакого представления: все, слыша „Армения“, сначала путают: „Румыния? Албания?“. Мне было очень интересно. Во-вторых, мне понравился кампус, который находится в горах, в лесу — здесь столько зелени. И еще я хотел выучить русский язык — тут у меня есть такая возможность, русский преподается как один из иностранных на выбор. Одним словом, я счастлив, что попал сюда. Не перестаю удивляться, что за день так много можно успеть: учеба, проекты, спорт, хобби. И еще здесь все уважают друг друга».

По пятницам в холле концерты и спектакли
Влад, Беларусь,
UWCD’19, студент

«Я писал вступительное эссе на тему „Отношения с людьми, которые от тебя отличаются“. До этого я несколько раз ездил в международные школы в Великобританию, где учились дети из разных стран, участвовал в моделировании ООН, поэтому я был знаком с ситуацией, когда люди отличаются друг от друга. И в результате я пришел к выводу, что вообще все люди разные, даже если они выросли в одной стране, в одинаковых традициях и говорят на одном языке.

Когда я поступал, в Беларуси на шесть мест подали заявки 60 человек, сейчас конкурс выше. Кстати, мой лучший друг тоже поступил — он учится сейчас в Китае. Я сам выбрал UWC — здесь хорошее образование и ценности, которые совпадают с моими. Мне нравится идея образования через обмен разными культурными традициями: на одну и ту же проблему мы можем посмотреть с 82 точек зрения. Еще мне нравится, что здесь я учу всего шесть предметов, зато очень глубоко — нагрузка, на самом деле, огромная. Я планирую продолжать образование в инженерной области, поэтому на высоком уровне выбрал математику, физику и искусство. Учитель математики у нас из Нидерландов, и это тоже очень интересно, потому что у него свой подход к предмету, он отличается от того, как было у нас в школе в Минске. Оказывается, даже математика может быть разной. Мне очень нравится, что с учителями здесь можно говорить на равных и, выходя с урока, мы становимся друзьями: вместе играем в футбол, теннис или водное поло. Нас всех объединяют одни ценности».

Ярослав Забавский, Россия,
UWC AC’10, руководитель художественного факультета,
преподаватель визуальных искусств

«О колледже я узнал, когда учился в 11 классе и надо было определяться с будущей профессией, а я совершенно не представлял себе, кем хочу стать. В то время, находясь под большим влиянием музыки, особенно The Beatles, был большим идеалистом и с юношеским максимализмом мечтал о мире без войн и конфликтов, peace and love. Поэтому ценности колледжа оказались мне очень близки. Я помню, как бабушка пыталась отговорить меня, она была уверена, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и, как и везде, здесь все куплено и проплачено. Но тем не менее, я поступил и учился в Atlantic College —  первом колледже UWC, открывшемся в 1962 году в Уэльсе. Потом поступил в американский Earlham College на факультет современного искусства, после окончания вернулся в Москву и работал в „Британке“ (Британская высшая школа дизайна). А потом узнал, что в Армении открылся новый колледж, и приехал сюда преподавать визуальные искусства — фотографию и керамику. Кстати, до поступления в UWC я и не думал про то, что буду заниматься искусством. И это очень типичная история. Мой студент Артем из Минска до поступления в колледж собирался стать программистом, потом решил работать где-нибудь в международных отношениях. Когда он пришел ко мне на занятие, то первым делом предупредил, что таланта у него нет, рисовать он не умеет. Но вот, полтора года спустя, он поступает в художественные вузы США.

Думаю, что главное качество, которым должен обладать студент UWC, — это открытость миру. И все это не заканчивается после выпускного вечера. У нас есть страница в Facebook, очень активная — выпускники колледжей, которых уже десятки тысяч, переписываются, ездят по миру, встречаются. Например, мне пишет кто-нибудь, с кем мы учились в одно время: „Буду в Москве через неделю, давай встретимся“. А мы, может, и не очень общались, например, учились на разных курсах, может и не разговаривали ни разу. Но отказаться нельзя. И тут встречаемся, и через пять минут ты понимаешь, что это твой человек».

UWC Dilijan
Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
11 декабря 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты