А кому сейчас легко: преподаватели жалуются на работу

Обычно устройством университетской жизни недовольны студенты, но, оказывается, преподаватели и научные сотрудники вузов тоже имеют поводы к разочарованию. Они жалуются на то, что их работа стала похожа на офисную, на чрезмерные нагрузки и отсутствие личной жизни.
Наталья Афанасьева
07 августа 2017
Фото: Sam Wolff / Flickr / CC BY-SA 2.0

Исследователи Высшей школы экономики, опросив сотрудников вузов, выяснили, что характер труда научно-педагогического состава в последнее время изменился. И, как считают ученые, не в лучшую сторону. Так, работа преподавателей и исследователей в российских вузах сегодня перестала быть «свободной профессией». Сегодня все больше она приближается по своему характеру к офисной или даже фабричной — с валом отчетов и «конвейером» задач. Но это лишь одна из причин разочарования в работе. Всего же исследователи выделили несколько ключевых проблем в современном университете. Результаты исследования опубликованы обзоре «Что разочаровывает сотрудников вузов в их работе» на портале IQ ВШЭ.

Более трети опрошенных преподавателей не удовлетворены распределением своего рабочего времени. Главная претензия — невозможность самостоятельно формировать задачи и сроки их выполнения. Сотрудники вузов вынуждены подстраиваться под отчетность, новые требования результативности смещают приоритеты: преподавание и научное руководство уходят на второй план по сравнению с исследованиями и публикациями. В среднем научно-педагогические работники тратят на преподавание около половины (46%) рабочего времени. На научную работу идет 37% времени, 9% приходится на административную, а 8% — на экспертную деятельность (выступления в СМИ и пр.). Около 90% из тех, кто недоволен распределением рабочего времени, хотели бы больше заниматься научной деятельностью. И наоборот, те, кто хотел бы больше времени тратить на преподавание, ради отчетности вынуждены переориентироваться на исследования.

вместо свободной профессии — труд клерка

Сегодня, как говорят исследователи, в преподавателе борются две роли: «линейный исполнитель, как в офисе, он должен сдать работу в срок, и академический профессионал, вдумчивый и старающийся „дойти до самой сути“». Свободный научный поиск «конкурирует с формальной необходимостью завершить исследовательские проекты в срок», — поясняют авторы статьи. Эту ситуацию они охарактеризовали как «вместо свободной профессии — труд клерка».

Еще одна серьезная проблема, которая заставляет сотрудников вузов разочаровываться в своей профессии, связана с перегрузом в преподавании. Причем об избыточной преподавательской нагрузке говорят не только те, кто хотел бы больше времени уделять исследовательской работе и науке (а таких 75%), но и те, для кого она приоритетна. В результате возникает эмоциональное выгорание педагога, нехватка времени на подготовку публикаций, которые необходимы при аттестации, недовольство собой, невозможность расти профессионально. Кроме того, исследования (в том числе подготовка публикаций и чтение чужих работ) и преподавательский труд вне аудитории (например, создание методичек, презентаций и пр.) отнимают время, необходимое для отдыха. Границы между рабочим и личным временем, по словам опрошенных, стираются. Это очень негативно сказывается на состоянии преподавателя: возникает усталость, разочарование и неудовлетворенность работой.

Те, кто занят административной или экспертной работой, сетовали на внезапное появление срочных задач, на вечный режим аврала, на сложности с планированием рабочего времени и нервное напряжение. «Больше всего меня утомляет, когда падает что-то с неба, — жалуется респондент. — Я утром узнала, а к вечеру это надо уже сделать. Неожиданность и сжатые сроки, притом что у меня были абсолютно другие планы на сегодняшний день».

на первый план выходит соответствие бюрократическим требованиям

Наконец, еще одна серьезная проблема в организации труда — неравномерное распределение задач между сотрудниками, когда «очень небольшое количество людей отвечают за очень большое количество проектов, опытные и авторитетные работники перегружены важными заданиями. Проектами руководят всегда одни и те же люди».

В результате сотрудники, которые не числятся среди академических лидеров, оказываются абсолютно немотивированны, они ощущают недоверие к собственной компетентности. С другой стороны, более опытные коллеги, которым достается много интересной работы, важной для научного подразделения, страдают от перегрузок.

Все это, по мнению авторов исследования, ведет к отчуждению сотрудников университетов от своей профессии. Решение сложных научных проблем и коммуникация с коллегами и учениками отходят на второй план, на первый план выходит соответствие бюрократическим требованиям. «Это трансформирует саму сущность академической работы. Университеты могут утратить свое преимущество генераторов оригинальных знаний, так как потеряют уникальность академической культуры свободного творчества», — предупреждают исследователи.

Наталья Афанасьева
07 августа 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты