«Свежие» 100-балльники

О том, как подготовиться к ЕГЭ и получить наивысший результат, «Учёбе.ру» рассказали выпускники 2017 года — обладатели 100 баллов на ЕГЭ по разным предметам.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
25 июля 2017
1 комментарий
Фото: John O'Nolan / Flickr/ CC BY 2.0
Александра Скотникова,
г. Москва,
выпускница лицея НИУ ВШЭ,
100 баллов на ЕГЭ по обществознанию

«Свое знакомство с материалом обществознания я начала еще в конце 8 класса. Учитель в школе № 17, где я проучилась девять лет, дала мне хорошую базу по предмету, она нам рассказывала материал по учебнику Боголюбова базового уровня. После того как перешла в лицей НИУ ВШЭ в 10 класс, я столкнулась с другой системой преподавания обществознания. В лицее каждый блок преподается по полгода, а профильный предмет (в моем случае право) — 1,5 года. Каждый раздел обществознания вели профессионалы в данной конкретной сфере, поэтому предмет мы изучали на уровне 1-2 курса профильного университета. Так, я учила экономику по учебникам „Экономикс“ Мэнкью и „Экономике“ Липсица, политологию по первоисточникам: трактатам, различным монографиям и статьям, в том числе по учебнику Мельвиля «Политология». Право мы проходили не очень подробно, пожалуй, это единственное, что я учила сама, потому что думала участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников по праву, но в итоге стала призером олимпиады СПбГУ по праву. Последним блоком была социология, которую мы изучали на примерах из фильмов, сериалов. Самые лучшие учебники по этому предмету, на мой взгляд, — это «Социология» Сорвина и «Социология» Гидденса. Право я изучала, непосредственно работая с законами и запоминая Конституцию, теорию государства и права проходила по пособию Литинского. Для дополнительного вступительного испытания на юридический факультет МГУ я читала «Обществознание» Петрунина и учебник Арбузкина. Из литературы, непосредственно направленной на  формат и объем знаний для сдачи ЕГЭ, я использовала справочник Баранова, который стал моей настольной книгой, и изредка читала Боголюбова. В последние несколько недель я решала тесты на сайте «Решу ЕГЭ», ко второй части готовилась с репетитором. Определения я не заучивала и считаю это дурной привычкой, потому что необходимо понимать суть понятия, в таком случае можно надолго его запомнить и использовать в контексте того же самого эссе.

Во время подготовки я считала, что самое легкое для меня — это экономика. На ЕГЭ так и было, однако на ДВИ МГУ именно она оказалось самой сложной. На мой взгляд, самые трудные разделы обществознания — это право и социология. Первое, потому что очень широкая теоретическая база в виде различных законов, а второе — из-за классификаций. Но, конечно, все выучить по силам, если начать готовиться вовремя и должным образом. Единственный пробник в лицее я писала на 93 балла, и тогда мне казалось, что выше уже некуда. Я надеялась написать сам экзамен в диапазоне 85-95 баллов, в зависимости от варианта. Понимала, что могу допустить глупые ошибки из-за невнимательности и нервного напряжения.

Когда я увидела свой вариант на ЕГЭ, мне показалось, что тестовая часть вполне адекватно составлена. Я сомневалась всего в двух заданиях первой части и ни в одном во второй. Стоит отметить, что практически ничего нового для меня в ЕГЭ этого года не было, но текст второй части, который был про импортозамещение, меня удивил, так же как и задание по пенсиям. Хорошо, что именно их я повторила по наставлению репетитора. Самым сложным оказалось не какое-либо задание, а желание исправить ответы на неправильные, а также напряженная обстановка вокруг.

Когда я увидела свой результат, не могла поверить глазам. Слезы счастья почти затопили квартиру. Но больше интересна реакция людей, когда они узнают мой результат. Многие встречают это впервые, до себя самой я лично не знала стобалльника по обществознанию. Я выбрала юридический факультет МГУ, поскольку это лучшее место в России, где можно получить высшее юридическое образование».

Полина Крупцева,
г. Калининград,
выпускница лицея № 49,
100 баллов на ЕГЭ по химии

«С 10 класса я училась в медицинском профильном классе с углубленным изучением биологии и химии. Перешла туда специально, так как хотела связать свою жизнь с медициной и поступать в медицинский вуз. Химия мне всегда очень нравилась, я довольно успешно участвовала в нескольких олимпиадах. К ЕГЭ по химии готовиться начала в 10 классе. Также мне очень помог материал, усвоенный при подготовке к ОГЭ в 9 классе.

В лицее у меня была прекрасная учительница химии Лептина Ирина Петровна, которая не натаскивала нас на тесты ЕГЭ, а давала весь материал, который необходим при решении любых заданий уровня школьной программы профильного класса. Также я занималась с репетитором, но с ней мы разбирали задания повышенного уровня сложности, так как проблем со школьной программой у меня не было. Вариантов тестов я прорешала, если честно, немного, по сравнению, например, с русским, так как считала, что в этом нет необходимости. Варианты решала из книги Доронькина, там они сложнее, это дает возможность настроиться на трудные вопросы и на ЕГЭ быть готовым ко всему. В июне накануне экзамена я просто еще раз пересмотрела все конспекты. Мне кажется, что на ЕГЭ самое главное — это знание предмета и умение работать с КИМ, то есть понимание, какое задание к какой теме относится.

Самым простым разделом для меня была органическая химия, она мне как-то сразу понравилась и мы, можно сказать, с ней «подружились». Сказать, что были сложные для меня разделы, я не могу, так как химия мне всегда нравилась, и чем труднее была тема, тем интереснее она была для меня.

На экзамене первые несколько заданий показались сложными, но я решила, что деваться уже некуда и надо решать, а потом про сложность уже не думала. Самым трудным было сконцентрироваться и не сделать ошибок по глупости или вычислительных. И они у меня были! Я перепутала знаки в предпоследнем задании и кислотные остатки в последнем, но это удалось исправить, когда я второй раз прорешивала вариант, чтобы найти ошибки.

Свой балл я узнала от классного руководителя по телефону. Я только у нее переспросила: «Вы уверены, это точно не ошибка?». Получив утвердительный ответ, я поняла, что упал камень с души, что все закончилось, ведь химия была последним экзаменом и результаты пришли уже после выпускного. Я ощутила удовлетворение от хорошо сделанной работы. Поступаю я в СПбГПМУ, так как это старейший в мире педиатрический университет, с отличной базой. Да и недалеко от родного города».

Михаил Кочетков,
г. Москва,
выпускник лицея № 1580 при МГТУ им. Баумана,
100 баллов на ЕГЭ по профильной математике

«До 10 класса я учился в обычной школе. На уроках математики присутствовал только физически, поскольку не было необходимости как-либо напрягаться, чтобы учиться на отлично. В 10 класс я поступил в лицей № 1580, который стал для меня вторым домом и остался глубоко в моем сердце. Когда я только попал в лицей, первые месяцы оценка моих знаний была не выше тройки. Тогда я и столкнулся с реальной математикой, сложной и интересной. Далее я начал усердно ее учить, и подобные проблемы канули в лету.

Готовиться к ЕГЭ по профильной математике я начал только с марта 11 класса, поскольку до этого все мое внимание было направлено на участие в олимпиадах. Продвинутая программа лицея позволяла спокойно успеть подготовиться к экзамену за оставшиеся два месяца. Я прорешивал большое количество вариантов прошлых лет и заучивал теорию, которая могла появиться на ЕГЭ. Действия достаточно просты, но требуют больших трудозатрат. Этого оказалось более чем достаточно.

Самым простым в математике для меня оказалось все, связанное с алгеброй и математическим анализом. Сложнее давалась геометрия, но то, что в итоге дали на экзамене, связанное с геометрией, было просто смехом и решалось в пару строчек. В среднем пробники я писал на плюс-минус 90 баллов с учетом того, что была поставлена задача писать их за два часа (против четырех часов на ЕГЭ). Вариант на самом экзамене оказался достаточно простым, что было неожиданно, но обрадовало и прибавило боевого духа. Самым сложным оказалось не торопиться. Черновую работу я закончил примерно за 1,5-2 часа, и нужно было еще раз все проверить и начать переписывать. Некоторые задачи перерешал по три раза и в двух в итоге нашел ошибки и успел их исправить. После экзамена, оценив свою работу, пришел к выводу, что должен получить либо 100, либо 98-99 баллов.

Несмотря на некоторую уверенность, перед тем, как выложили результаты, было очень страшно. Когда я увидел эту заветную сотню, сначала я был в шоке. Это было очень радостное событие для меня и моей семьи, ведь оставшись в старой школе, я никогда бы не написал ЕГЭ так. Это было каким-то личным прорывом, однако не считаю, что 100 баллов на ЕГЭ дают человеку повод гордиться этим вечно. ЕГЭ — это всего лишь школьная программа, которой недостаточно, чтобы стать в итоге хорошим специалистом. Я понимаю, что мне предстоит приумножить эти знания во много раз, прежде чем можно будет хотя бы заикнуться о моем хорошем знании математики. Поступать я решил в МГТУ им. Баумана. Попасть в этот вуз я мечтал с тех пор, как увлекся техническими науками, и надеюсь, что мне это удастся».

Яна Малиновская,
г. Волгоград,
выпускница гимназии № 13,
100 баллов на ЕГЭ по истории

«Я училась в гимназии с углубленным изучением английского языка. В 10 классе решила поступать на юридический факультет, где нужна была история. К ЕГЭ в целом я готовилась два года, но усиленно заниматься начала с лета перед 11 классом. Со второй половины 10 класса я читала по одному параграфу из школьного учебника по истории. Летом начала ходить к репетитору и учила темы, которые он мне давал, параллельно прорабатывала те же темы по учебнику Орлова и Сахарова. Выполняла тесты, которые давал репетитор, и несколько раз в неделю сама решала задания по сборникам и в интернете.

Я не думаю, что в истории можно выделить сложные и легкие разделы. В каждом из периодов были моменты, которые мне казались сложными для понимания, и наоборот. В школе я не написала ни одного официального пробника, только делала их дома и самостоятельно оценивала. Конечно, тяжело оценивать саму себя по второй части, но приблизительно писала на 70-100 баллов. Для поступления на юридический факультет МГУ мне нужно было сдать историю на 90+, на такой результат я и рассчитывала.

Вариант на экзамене показался мне легким, и со стрессом я справилась легко. Я понимала, что написала все, и не было вопросов, которых я не знала, но все равно боялась загадывать какой-либо балл. Когда узнала свой результат, я очень удивилась и долго не могла в него поверить».

Лена Карелина,
г. Москва,
выпускница лицея НИУ ВШЭ,
100 баллов на ЕГЭ по обществознанию

«Я училась в лицее НИУ ВШЭ на социально-экономическом направлении, где профильным предметом была экономика, которую мы изучали 4 часа в неделю. Также отдельным предметом было обществознание (тоже 4 часа в неделю). Обществознание проходило не так, как в моей бывшей школе (районной гимназии), где все разделы предмета объяснял один учитель. В лицее каждые полгода менялся раздел обществознания и, соответственно, преподаватель. Например, в 10 классе у меня в первом полугодии была социология, во втором — политология, в первом полугодии 11 класса — право, а во втором — подготовка к ЕГЭ.

Времени на подготовку к экзамену у меня было предостаточно. Сдавать обществознание я решила еще в начале 10 класса, и уже с середины года начала готовиться, однако мои занятия в тот период я не могу назвать регулярными и активными. Реальная подготовка началась летом перед 11 классом. Именно это время было для меня самым насыщенным периодом в плане подготовки. Осенью стало уже невозможно уделять столько времени только этому ЕГЭ, поэтому для обществознания я выделила специальный день — воскресенье, большую часть которого я готовилась.

В начале подготовки у меня были существенные пробелы в знаниях, вызванные тем, что в лицее мы не учились по программе общеобразовательной школы, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать экзамен. Поэтому первое, что я сделала, — это полностью прочитала учебники 10 и 11 класса, по которым учатся в большинстве школ, — учебники Боголюбова для профильного уровня. На это у меня ушло все лето. Я помню, что я читала по два параграфа в день, а потом рассказывала маме их содержание, отвечала на контрольные вопросы. Это дало необходимую базу знаний. Параллельно я решала тесты и выполняла задания второй части из сборника Котовой и Лисковой. К тому же мне очень помогали занятия по праву в лицее, которые вел очень хороший преподаватель. Он очень здорово объяснял теорию права и отдельные правовые нормы, необходимые на ЕГЭ. Я очень много тренировалась, использовала для этого любую возможность. Именно это помогло мне получить высокий балл.

Самым простым разделом экзамена для меня была экономика, поскольку я изучала ее на профильном уровне в лицее. Самым сложным — философия и теория познания. Философия сама по себе мне не интересна, а когда нет интереса в материале, выучить его становится намного сложнее. Мне очень повезло, что на ЕГЭ у меня было минимальное количество вопросов по этому разделу. Пробник у нас в лицее был всего один, и я его написала на 80 баллов. Сказать, что меня очень огорчил результат, — ничего не сказать. Я была в отчаянии, очень переживала из-за этого, ведь пробник был в конце апреля. Вообще, когда я только начала заниматься, у меня вообще ничего не получалось, все задания шли по нулям, я набирала от силы 65-70 баллов. Это было связано с тем, что я неправильно понимала формат заданий и критерии оценивания. Для того чтобы понять, что хотят от выпускника составители, нужно было изучить немало заданий, ответов к ним и критериев оценивания. Я вообще не понимала, как можно сдать такой сложный экзамен больше чем на 90. Тогда я думала, что к экзамену еще наберу форму и получу свои 75-80 баллов. По мере увеличения количества решенных заданий я чувствовала себя все более и более уверенной, появились такие результаты, как 85, 88. Весной я чувствовала, что набрала хорошую форму и что смогу получить что-то в районе 90. Но на 100 баллов я не рассчитывала никогда.

Когда я увидела свой вариант на экзамене, мне показалось, что это самый легкий вариант из всех, что я когда-либо встречала. Всю работу кроме мини-сочинения я выполнила где-то за час. Во время экзамена я чувствовала необычайную легкость. А самым сложным для меня было собраться и сосредоточиться только на работе. Когда я вышла с экзамена, я почувствовала, что сдала ЕГЭ действительно хорошо.

Когда я увидела заветную цифру «100» в день объявления результатов, я начала смеяться истерическим смехом, плакать. Потом, конечно, были и радость, и ликование, и глубокое чувство удовлетворения. Наверное, лучше всего мое состояние в тот момент может описать отрывок песни Высоцкого: „Весь мир на ладони: ты счастлив и нем, и только немножко завидуешь тем, у кого все вершины еще впереди“».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
25 июля 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты