Мой город — Уфа
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Словами через рот: как устроено успешное устное выступление

Устное выступление — это не только обязательная часть ЕГЭ по русскому языку. Слова, произнесенные публично, обладают большой силой — вспомните, например, речи Уинстона Черчилля или Стива Джобса. Но как сделать свое выступление эффективным? Как донести до слушателей то, что вы хотите сказать? «Учёба.ру» собрала 6 секретов, которые помогут добиться хороших результатов.
Ирина Агеева
03 мая 2017
Фото: Tamaki Sono / Flickr / CC BY 2.0

1. Выступление — это путешествие

Хорошее выступление похоже на увлекательное путешествие. Оратору нужно стать для слушателей проводником в сфере своих идей и рассуждений. Задача это непростая: за те несколько минут, которые отводятся на речь, привести их от старта к финишу — к новым эмоциям или знаниям.

Представьте, что вы — опытный гид, который ведет туристов к Ниагарскому водопаду. Начните с отправной точки и расскажите, куда вы отправляетесь. Намекните, что ждет группу в конце пути. Расположите на маршруте «точки питания», поддерживая интерес слушателей и готовя их к невероятному зрелищу в финале. При этом вы должны точно знать, куда идете, и не отклоняться от маршрута. Помните о цели и ведите аудиторию за собой.

2. Путеводная нить

Основная мысль выступления — это путеводная нить, так что прежде чем приступать к тексту речи, сформулируйте в 15 словах ее главную идею. Не забывайте о самом важном — о пользе для слушателей. Вот какие вопросы помогут четко и ясно выразить основную мысль:

  • Что получит слушатель после выступления?
  • Какую проблему он решит?
  • Что узнает?
  • Зачем ему в принципе это нужно?
  • Как это изменит его?
  • О чем он задумается, что почувствует или захочет сделать после того, как речь закончится?

Основная мысль станет нитью, на которую будут нанизываться элементы структуры выступления. Не отклоняйтесь от сквозной линии, используйте ее как основу и держите перед глазами при подготовке текста. Отфильтруйте все, что не относится к этой линии и уводит внимание слушателей в сторону.

3. Маршрутный лист

«Публичное выступление — это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту, — писал Дейл Карнеги. — Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов?». Хорошее выступление должно быть спланировано: часть за частью, предложение за предложением. Разработайте структуру, чтобы каждый элемент был связан с основной мыслью. Подход может быть разным — в зависимости от темы и идеи, о которой вы будете говорить.

Вот три примера хорошей структуры для выступлений:

1) Сначала — тезис (основная идея), потом — аргументы в подтверждение тезиса (с живыми примерами и фактами по каждому пункту), в конце — заключение.

2) Сначала — анонс (о чем вы будете говорить), затем — объяснение (почему это важно), потом — основные идеи с примерами-иллюстрациями и заключение.

3) Сначала — постановка проблемы, затем — акцент на важности проблемы для каждого (или многих), потом — варианты решения проблемы с примерами, после — вывод.

4. Понятный язык

Отправляясь в путешествие, мы ожидаем, что будем понимать слова своего гида-проводника — ведь только так мы сможем попасть в нужное место. То же самое справедливо и для оратора. Язык выступления должен быть понятен слушателю, поэтому не стоит использовать слишком сложные термины, профессиональную лексику или сленг. Если без них не обойтись, то подумайте, как объяснить аудитории значение нужных слов. Помните: если вы будете говорить на языке, который понятен только вам, то вас ждет провал.

Чтобы удерживать внимание группы, хороший гид часто рассказывает байки, истории из жизни простых людей или знаменитостей, приводит примеры из литературных произведений, использует метафоры и образы. Тогда все сказанное надолго остается в памяти. Чтобы сделать выступление интересным, стоит взять на вооружение эти приемы. Хорошая шутка тоже способна оживить речь, но нужно учитывать состав аудитории и помнить о темах, на которые шутить нельзя: религия, раса, инвалидность, сексуальная ориентация.

5. Аватар слушателя

Вот что советует писатель Элизабет Гилберт: «Выберите человека — настоящего, живого человека — и готовьте свое выступление так, словно будете выступать только перед ним. Вам не нужно приходить к этому человеку и полгода репетировать выступление. Просто выберите себе идеального слушателя, а потом постарайтесь написать текст, который поразит его в самое сердце, растрогает или увлечет».

Нарисуйте себе мысленно портрет такого человека, а еще лучше — поставьте перед собой его фотографию, пока пишете текст выступления или репетируете речь.

6. Выступление в стиле action

В хорошем путешествии всегда есть элемент динамичной смены событий и действий (то есть action), так и в хорошем выступлении должны быть элементы, которые будут держать слушателей в напряжении. Можно использовать несколько способов эффектно донести свои идеи: например, добавить драму, конфликт, противоречия, интригу. Почему фильм «Челюсти» оказал такое воздействие на зрителей? Потому что его режиссер Стивен Спилберг ни разу не показал акулу в первой половине экранного времени. Попробуйте включить «режим Спилберга» или «режим Кинга» при подготовке своего выступления — и наградой станет восхищение слушателей.

Ирина Агеева
03 мая 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты